В своей книге «Всё дело в вопросах» все вопросы я поделила на «прошлое», «настоящее», «будущее». Цель: понять, как было до, что происходит сейчас и что делать для перекодирования своего нарратива. Вопросы отлично подходят для выстраивания своей идентичности и, как следствие, ответы на них помогают наладить/пересмотреть/улучшить отношения с собой/близкими/коллегами/друзьями/обществом/миром.
Рассмотрим чтение как вариант переписывания своей истории.
Путешествие героя «Я»
Что сделать: разложите текущую цель на 8 этапов (желание → зона комфорта → порог → испытания → находка → цена → возврат → трансформация).
Вопросы:
Чего я хочу на самом деле (логлайн моего сезона/года/жизни)?
Кто антагонист: внешние обстоятельства или мои внутренние паттерны?
Кто мой наставник/союзники? Какую помощь мне нужно попросить?
Действие: пропишите «сцену цены» (что я готова поменять), «сцену эликсира» (что принесу другим).
«Монтажная склейка»: смена точки зрения
Что сделать: перепишите трудный эпизод в третьем лице, как режиссёрскую ремарку. Поменяйте «свет, звук, крупность».
Вопросы: что меняется в чувствах, если я наблюдатель/режиссёр, а не только участник?
Действие: придумайте альтернативный поворот сцены с сохранением ценностей.
Перед началом чтения ответьте: «Какой вопрос своей жизни я иду решать этой книгой?»
Запишите гипотезу.
Карта чтения (до/во время/после)
До: чек-лист ожиданий (3 проблемы, 3 решения).
Во время: маркеры «Инсайт», «Вопрос к себе», «Действие», «Пересборка убеждения».
После: 3–3–1 — три идеи, три сцены/эксперимента, одна метрика успеха на неделю.
Пересборка историй
Выделите: цель героя, препятствие, выбор, цена, новое равновесие.
Перенос: найдите аналогичный узел в своей жизни и спроектируйте «сцену выбора» на ближайшую неделю.
Карта понятий → карта действий
Каждой ключевой идее из книги сопоставьте поведенческое правило формата «Когда происходит X (обстоятельства), делаю Y (действия), потому что Z (мысли и паттерны поведения)».
Добавьте триггеры в календарь/заметки, чтобы идеи превращались в сцены.
Примеры
Путешествие героя «Я»
Тема: Повышение квалификации / смена профессии.
Этапы:
1. Желание: хочу уйти на новую работу в сфере IT.
2. Зона комфорта: сейчас на стабильной, но скучной работе.
3. Порог: нужно пройти обучение и пережить страх неудачного опыта.
4. Испытания: первые курсы, трудно даётся код, мало времени и поддержки.
5. Находка: поняла, что могу решать базовые задачи, стала получать первые отклики.
6. Цена: меньше времени на друзей/отдых, сомнения, приходится просить помощи.
7. Возврат: устроилась стажёром, первые проекты с реальными задачами.
8. Трансформация: ощущаю себя растущим специалистом, поддерживаю других новичков.
Вопросы (например): что я хочу — научиться новой профессии и обрести больше свободы и интереса к делу.
Антагонист: мои внутренние страхи быть «неуместной» среди моложе или опытнее, и устоявшиеся убеждения «я гуманитарий».
Наставники: старшие товарищи по курсам, онлайн-менторы. Надо больше обращаться за фидбеком.
«Сцена цены»: принимаю решение провести отпуск на интенсиве, отдаю время вместо отдыха.
«Сцена эликсира»: через месяц помогаю новым студентам на форуме разобраться в сложной теме.
«Монтажная склейка»: смена точки зрения
Тема: Тяжёлое собеседование, где не взяли на работу.
Вариант в третьем лице:
«В офисе, залитом тёплым светом экрана, Женя сидит за круглым столом напротив троих интервьюеров. Камера — на общем плане, стул кажется слишком мягким. Свет режет глаза, веет лёгкой нервозностью. Звук: чуть громче дыхание Жени, но задают вопросы спокойно. Жестикуляция — у собеседников лёгкая, у Жени сжатый кулак. В конце сцены Женя встаёт, благодарит и выходит. Последний кадр — пауза у двери, короткое самостоятельное «спасибо!»
Вопрос: что меняется, если я наблюдаю со стороны?
→ Понимаю, что никто там не «нападал», обстановка была рабочей, мне не понравился только результат.
Придумай альтернативный поворот сцены: Женя, выходя, спокойно улыбается, спрашивает у интервьюеров: “Что бы вы порекомендовали мне для следующей попытки?” — и получает конструктив. Сцена заканчивается не поражением, а новым знанием.
Вопрос перед началом чтения
Книга: «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» (Д. Гоулман)
Вопрос: как мне научиться меньше раздражаться в диалоге с близкими и сохранять спокойствие в спорах?
Гипотеза: я предполагаю, что смогу изменить модель реакции, если пойму биологию своих эмоций и получу конкретные рекомендации для тренировки сдержанности.
POWER Full 14
POWER Full 14
POWER Full 14
POWER Full 14
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с условиями бронирования счёта