
Сам по себе творческий кризис — нормальное явление, но если он длится долго или возникает из-за перенапряжения, он может перерасти в более серьёзное состояние, называемое творческим выгоранием.
Что такое писательский блок?
Теоретически наша работа как писателей довольно проста: мы пишем. Мы берём ручку, открываем ноутбук или включаем микрофон и превращаем слова в текст, в документы, которые могут прочитать другие. Мы придаём языку чёткую письменную форму, передавая идеи от одного человека к другому.
Но что происходит, когда мы сталкиваемся с творческим кризисом и не можем этого сделать? Что происходит, когда вы садитесь писать и обнаруживаете, что творческая искра угасла, и вы не можете написать ни строчки? Ни одно слово не подходит, или, может быть, слова вообще не приходят на ум. Вы либо печатаете и стираете текст часами подряд, либо вообще ничего не печатаете, просто смотрите на страницу и ждёте, когда она сама заполнится, потому что вам нужно это сделать. Или же отсутствие мотивации настолько велико, что вы вообще не садитесь писать.
Это то, что мы называем творческим кризисом. Писательский кризис — это ситуация, в которой писатель чувствует себя «застрявшим» в своей работе: он не может двигаться дальше и начинает сомневаться в том, что уже сделал.
Писательское выгорание может случиться с каждым, будь то фрилансер, автор, издающий свои книги самостоятельно, автор бестселлера или редактирующий незавершённый дебютный роман. Многие в писательском мире сталкивались с выгоранием в какой-то момент своей жизни: в этом нет ничего постыдного. Надеюсь, эти советы помогут вам преодолеть этот кризис и начать писать новую книгу.
У писательского блока есть несколько разных причин.
Писатель может посчитать, что формат, в котором он пишет, слишком строгий; в нём так много строгих, непреложных правил, что он чувствует, что не может проявить достаточно креативности, чтобы создать в нём новое произведение. Отсутствие вдохновения может загнать его в тупик.
Писатель может испытывать сильную неуверенность в себе и переживать, что его работа недостаточно важна, чтобы её закончить, или что она ни за что не будет достаточно хороша для целевой аудитории. Этот страх быть отвергнутым или потерпеть неудачу может изначально подорвать его желание писать.
Работая в команде, писатель может чувствовать, что не сможет добиться прогресса, не вступая в конфликты с другими. Напротив, он может ощущать, что другие члены команды будут осуждать его работу, и ему может казаться, что он не может придерживаться общих стандартов.
Когда творческий кризис становится творческим выгоранием
Обычно творческий кризис — это временное, хотя и неприятное состояние, которое проходит само собой через некоторое время. Однако бывают случаи, когда творческий кризис возникает из-за того, что писатель написал слишком много либо взялся за слишком много проектов. Внутри возникает «опустошённость». Творческий кризис становится более серьёзным и труднопреодолимым, как результат — творческое выгорание.
Творческое выгорание — это состояние усталости, при котором человек тратит всю имеющуюся у него энергию на творческие проекты. По сути, он достигает своего физического, умственного и эмоционального предела, когда дело касается стресса, связанного с уникальными проектами и увлечениями. Это может произойти из-за того, что человек слишком распыляется на слишком много проектов одновременно и не может полностью посвятить себя ни одному из них, или из-за того, что он слишком быстро вкладывает слишком много времени и энергии в один проект, не оставляя места ни для чего другого.
Творческое выгорание — это то, что происходит, когда вы перегружаете себя работой и пренебрегаете своим благополучием ради творческой задачи. Это небезопасно, и, в отличие от писательского кризиса, оно не пройдёт само собой. Чтобы преодолеть творческое выгорание, нужно изменить свой образ жизни и наладить привычный распорядок дня.
Реален ли писательский кризис?
На самом деле, в писательском сообществе ведутся жаркие споры о том, существует ли вообще писательский кризис. Многие специалисты считают, что писательский кризис — это не настоящее состояние, а скорее симптом проблем с процессом письма. Они отказываются называть задержку писательским кризисом; некоторые ссылаются на членов Американской психологической ассоциации (АПА), которые утверждают, что, дав этим задержкам название, они, прежде всего, получают возможность остановить вас, а игнорирование этого состояния даёт вам возможность, так сказать, «доказать обратное».
Хотя я не думаю, что они неправы — творческий кризис, по определению, — это то, что мешает вам продолжать писать, поэтому это, скорее, симптом, а не причина, — я всё же считаю, что непризнание этого разочарования в некоторых ситуациях может принести больше вреда, чем пользы. Отказ признать, что вы застряли, потому что «творческий кризис не настоящий», не поможет вам писать лучше и не решит корень проблемы.
Однако эта позиция полезна тем, что не позволяет использовать «творческий кризис» как опору. Простое признание того, что у вас творческий кризис, может дать вам мысленное разрешение забросить проект и никогда к нему не возвращаться, что нехорошо, если вы хотите:
— совершенствоваться как писатель
— закончить определённый проект
— трудиться в творческой сфере, где необходимо соблюдать сроки, несмотря на умственное истощение.
Идея творческого кризиса как неизбежного состояния голодающего художника глупа. Это не какое-то постоянное обстоятельство или детонатор проекта. Он всегда временен; когда у вас творческий кризис, при наличии достаточного времени и правильных техник вы всегда сможете найти способ его преодолеть и вернуться в творческую колею.
Способы преодоления писательского кризиса и предотвращения творческого выгорания
Важно понимать, что такое творческий кризис, но одного лишь понимания причин его возникновения не всегда достаточно. Иногда нужны стратегии, чтобы предотвратить его. Не существует единственно верного способа предотвратить или вылечить творческий кризис, и то, что работает в первый раз, может не сработать на следующий. Именно поэтому важно разработать набор инструментов, которые помогут вам, когда вы с трудом подбираете нужные слова для своей рукописи, а время написания кажется тяжким испытанием.
Несколько способов борьбы с творческим кризисом и выгоранием.
Профилактика — лучшее лекарство. Это звучит излишне и, возможно, немного снисходительно, но лучший способ преодолеть творческий кризис — не допустить его наступления. Да, знаю, не всегда удаётся предотвратить стрессовые ситуации в писательстве. Тем не менее, есть кое-что, что вы можете сделать, чтобы снизить риск возникновения творческих трудностей во время работы, и выставить определённые границы, чтобы не допустить выгорания.
Знайте свои пределы. Не обязательно соглашаться на каждый творческий проект, даже если все они кажутся захватывающими и заманчивыми. Лучше прислушиваться к своему телу и разуму и ограничивать общее количество проектов разумным уровнем. Беритесь только за те проекты, которые вам действительно интересны, и делайте только несколько за раз. Писательство — тяжёлый труд, даже если вы не занимаетесь им на постоянной основе. Найдите баланс между работой и личной жизнью, чтобы не перенапрягать творческие мышцы.
Составьте график письма. Писательство — это навык; как и любой другой навык, он развивается благодаря постоянной практике. Установите для себя режим письма, даже если вы не зарабатываете этим на жизнь. Пишите часто; если не каждый день, то постарайтесь выкраивать время как можно чаще. Кроме того, придерживайтесь своего графика. Даже если вы в итоге ничего не напишете, постарайтесь каждый раз садиться в одном и том же месте на определённое время и пытаться писать.
Соблюдайте краткость. Поэтому вам нужен стабильный график, но не изнурительный. Старайтесь, чтобы ваши сеансы написания были короткими, даже если вы полны энтузиазма и хотите продолжать писать. Если у вас останется больше материала для следующего сеанса, у вас будет пища для размышлений. Если боитесь, что забудете свои идеи, сделайте краткие заметки перед уходом.
Делайте перерывы. Если вы постоянно бьётесь головой о стену, никогда ничего не добьётесь. Позаботьтесь о себе и отвлекитесь от писательства, чтобы дать мозгу отдохнуть и перезагрузиться, а затем вернитесь со свежим взглядом и новыми идеями.
Читайте чаще. Когда вы не работаете над своими проектами, читайте чужие работы. Регулярное знакомство с творчеством других людей вдохновляет на создание собственных. Читайте книги разных жанров, разных авторов и в самых разных форматах. Это даст вашему мозгу богатую пищу для работы, пока вы творите! Кстати, не читайте ничего, что слишком похоже на ваши собственные работы: вы можете случайно обнаружить, что подсознательно копируете.
Помимо этого, следите за собой на предмет признаков выгорания. Если замечаете, что легко расстраиваетесь или раздражаетесь, не высыпаетесь, испытываете повышенную тревожность или плаксивость, прекратите свои дела и пересмотрите свой распорядок дня. Постарайтесь находить время для личной жизни и чаще выходить из рабочего окружения. Найдите, с кем поговорить — с супругом/супругой, близким другом, членом семьи или психотерапевтом — и развивайте здоровые привычки.
Как я уже писала, во многом писательский кризис — это страх неудачи. Нам кажется, что наши слова недостаточно хороши, что нас будут осуждать, или что мы не выкладываемся по полной, поэтому мы вообще не можем заставить себя попробовать. И это не нормально! Чтобы стать лучше и создавать работы, с которыми вы постоянно себя сравниваете, нужно действительно писать; никто не идеален в первом черновике. Поэтому дайте себе разрешение писать и разрешите себе терпеть неудачи, потому что попытки и неудачи почти всегда лучше, чем полное отсутствие попыток.

POWER Full 14
POWER Full 14

POWER Full 14
POWER Full 14
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с условиями бронирования счёта